Поиск по этому блогу

четверг, 24 декабря 2020 г.

 «Традиции празднования нового года у казаков»

В старину Новый год в хуторах и станицах Области войска Донского отмечали по-разному. Елки не ставили, зато готовили брагу и варенники, молодежь устраивала шуточные бесчинства, а старики ходили по домам с кутьей.

Традиция отмечать Новый год в привычном сегодня виде появилась у казаков в середине XVIII века, когда на Дону стали складываться собственная земледельческая система и связанная с ней календарная традиция. Так возник казачий зимний праздничный цикл, включающий Рождество и Святки, который лишь отчасти связан с известным нам сегодня  новогодьем. Однако он отличался от классического сценария празднования, характерного для Центральной России.


«На Дону, как периферии Российского государства, некоторые элементы классических русских календарных праздников были утрачены. В то же время сохранились некоторые архаические элементы, которые оказались забыты в метрополии. Последовательность совершения обрядов смешивалась, в их ткань впитывались культурные традиции переселенцев, прибывших на Дон из других, и разных, земель. Новгородцы, например, приносили одни традиции, тамбовцы – другие, а черниговцы – третьи. Что-то возникало непосредственно на Дону, отказавшемся на первых порах в свой «вольный» период от отеческого наследия. Здесь древние тексты колядок могли использоваться как колыбельные, а военные песни и строфы старин (былин) могли, наоборот, исполняться при рождественских обходах».

Единого донского казачьего сценария празднования не существовало. Обряды северных территорий отличались от южных, дельты – от Задонья. Даже в соседних хуторах могли праздновать по-разному.

«До смешного доходит: в одних станицах «настоящие казаки» – это те, кто кутью на Рождество носит, а в других – кто не носит, – говорит Татьяна Власкина. – Например, в некоторых присальских селах до сих пор празднуют Никольщину – день почитания святого Николая зимнего. Он приходится на день зимнего солнцестояния. Селяне всегда с нетерпением ждали праздника, поскольку в этот период варят особый вид горячительного напитка – никольскую брагу и собирают братчину – шумное мужское застолье».

За пределами этой сравнительно небольшой территории о Никольщине вообще никто на Дону не знает. Ни в Новочеркасске, ни в Старочеркасске, ни в Вешенской. Что это за загадка? На Украине св. Микола (св. Николай) – это, своего рода, малороссийский Дед Мороз. В старину в его честь варили пиво, праздновали Миколины святки. Но и в России на Новгородчине говорили: «На Никольщину зови друга, зови ворога – оба будут друзья». И тоже гуляли с пивом и брагой. Так что нельзя сказать точно, откуда пришел этот обычай на Дон и почему прижился так точечно.



Тем не менее были и общие традиции – казаки колядовали, посевали, разносили кутью. По дворам с праздничным повещаньем ходили самые уважаемые люди – почетные старики во главе с атаманом. Это была статусная процедура. Принимать такую компанию у себя дома считалось почетным.

Зимние обычаи имели глубокий смысл – Новый год символизировал рубеж, конец старого мира и его новое рождение, восстановление из хаоса. Непременной частью этого периода стали так называемые бесчинства – шуточные театрализованные представления, когда молодежь рядилась, вела себя разнузданно: ребята крали продукты и домашнюю утварь, буянили (например, переворачивали телеги, чтобы перегородить дорогу). А могли затащить каюк (лодку) на крышу дома, забить тряпками трубу, чтобы дым шел в прямо хату.


Источник: culture.ru




Комментариев нет:

Отправить комментарий

  1 мая - День Весны и Труда - праздник, несущий тепло весеннего солнца, новые силы и вдохновение. Праздник, который отмечен особым чувством...