«Традиции празднования нового года у казаков»
В старину Новый год в хуторах и станицах Области
войска Донского отмечали по-разному. Елки не ставили, зато готовили брагу и
варенники, молодежь устраивала шуточные бесчинства, а старики ходили по домам с
кутьей.
Традиция отмечать Новый год в привычном сегодня виде
появилась у казаков в середине XVIII века, когда на Дону стали складываться
собственная земледельческая система и связанная с ней календарная традиция. Так
возник казачий зимний праздничный цикл, включающий Рождество и Святки, который
лишь отчасти связан с известным нам сегодня новогодьем. Однако он
отличался от классического сценария празднования, характерного
для Центральной России.
«На Дону, как периферии Российского государства,
некоторые элементы классических русских календарных праздников были утрачены. В
то же время сохранились некоторые архаические элементы, которые оказались
забыты в метрополии. Последовательность совершения обрядов смешивалась, в их
ткань впитывались культурные традиции переселенцев, прибывших на Дон из других,
и разных, земель. Новгородцы, например, приносили одни традиции, тамбовцы –
другие, а черниговцы – третьи. Что-то возникало непосредственно на Дону,
отказавшемся на первых порах в свой «вольный» период от отеческого наследия.
Здесь древние тексты колядок могли использоваться как колыбельные, а военные
песни и строфы старин (былин) могли, наоборот, исполняться при рождественских
обходах».
Единого донского казачьего сценария празднования не
существовало. Обряды северных территорий отличались от южных, дельты – от Задонья.
Даже в соседних хуторах могли праздновать по-разному.
«До смешного доходит: в одних станицах «настоящие
казаки» – это те, кто кутью на Рождество носит, а в других – кто не носит, –
говорит Татьяна Власкина. – Например, в некоторых присальских селах до сих
пор празднуют Никольщину – день почитания святого Николая зимнего. Он
приходится на день зимнего солнцестояния. Селяне всегда с нетерпением ждали
праздника, поскольку в этот период варят особый вид горячительного напитка –
никольскую брагу и собирают братчину – шумное мужское застолье».
За пределами этой сравнительно небольшой
территории о Никольщине вообще никто на Дону не знает. Ни в Новочеркасске,
ни в Старочеркасске, ни в Вешенской. Что это за загадка? На Украине св. Микола
(св. Николай) – это, своего рода, малороссийский Дед Мороз. В старину в его
честь варили пиво, праздновали Миколины святки. Но и в России на Новгородчине
говорили: «На Никольщину зови друга, зови ворога – оба будут друзья». И тоже
гуляли с пивом и брагой. Так что нельзя сказать точно, откуда пришел этот
обычай на Дон и почему прижился так точечно.
Тем не менее были и общие традиции – казаки
колядовали, посевали, разносили кутью. По дворам с праздничным
повещаньем ходили самые уважаемые люди – почетные старики во главе с
атаманом. Это была статусная процедура. Принимать такую компанию у себя дома
считалось почетным.
Зимние обычаи имели глубокий смысл – Новый год символизировал рубеж, конец старого мира и его новое рождение, восстановление из хаоса. Непременной частью этого периода стали так называемые бесчинства – шуточные театрализованные представления, когда молодежь рядилась, вела себя разнузданно: ребята крали продукты и домашнюю утварь, буянили (например, переворачивали телеги, чтобы перегородить дорогу). А могли затащить каюк (лодку) на крышу дома, забить тряпками трубу, чтобы дым шел в прямо хату.
Источник: culture.ru
Комментариев нет:
Отправить комментарий